Часто задаваемые вопросы


273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
 (25)
Государственная аккредитация образовательных учреждений (13)
Лицензирование образовательной деятельности (18) 

273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"


  • Вопрос: В адрес нашего образовательного учреждения от проверяющего органа поступило уведомление о предстоящей плановой проверке. Спустя один день такие же уведомления были получены еще от трех надзорных органов. Вправе ли образовательное учреждение ходатайствовать о переносе сроков проверки, если в этот же период оно будет проверяться другими надзорными органами?

  • Вопрос: Должен ли педагогический работник, имея среднее профессиональное образование по специальности «учитель начальных классов», пройти переподготовку или повышение квалификации для работы в детском саду в качестве воспитателя?

  • Вопрос: В какой форме представляется отчет по исполнению предписания, выданного по результатам проверки?

  • Вопрос: По каким программам в настоящее время образовательные организации осуществляют подготовку водителей транспортных средств?

  • Вопрос: Какие мероприятия может проводить служба при проведении плановых проверок?

  • Вопрос: В учебный план 1-4 классов введены часы внеурочной деятельности (по 2 часа), родители интересуются, обязательно ли все учащиеся должны посещать эти занятия или по желанию, ведь многие дети занимаются еще в доп. образовании?

  • Вопрос: Какими нормативными правовыми документами необходимо руководствоваться при составлении учебного плана по программам VII вида?

  • Вопрос: Должен ли оцениваться комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», реализуемый как обязательный в 4-х классах в рамках БУП-2004 и по ФГОС начального общего образования?

  • Вопрос: Может ли общеобразовательная организация проводить промежуточную аттестацию в течение каникул для обучающихся, имеющих академическую задолженность?

  • Вопрос: Насколько принципиально соблюдение структуры основной образовательной программы школы?
  • Вопрос: В новом законе используются понятия «общеобразовательные программы», «Основные общеобразовательные программы», «Образовательные программы» - в чем отличие?

  • Вопрос: Существует ли верхний предел педагогической нагрузки для педагогов?

  • Вопрос: Является ли среднее общее образование обязательным?

  • Вопрос: В новом законе не закреплена возможность получении образования в форме экстерната. Почему данная форма упразднена, какая из форм образования максимально приближена к форме экстерната, за исключением семейного образования и самообразования?

  • Вопрос: Организация профильного и дополнительного образования в образовательных организациях?

  • Вопрос: Что понимается под правилами внутреннего распорядка обучающихся?
  • Вопрос: Что является основанием для направления педагогических работников на внеочередные медицинские осмотры?

  • Вопрос: Какие подходы в рамках нового закона к формированию нормативно-правовой базы?

    В какие сроки необходимо сформировать нормативно-правовую базу в соответствии с новым законом?

  • Вопрос: Подлежит ли переоформлению бессрочная лицензия на образовательную деятельность, выданная до 1 сентября 2013 года?

  • Вопрос: Остаётся ли необходимой проведение процедуры самообследования в период подготовки к государственной аккредитации?

  • Вопрос: Занятия остаются формой организации детей в подготовительных группах дошкольных образовательных организаций?

  • Вопрос: Остается ли комплексно-тематическое планирование в дошкольной образовательной организации?

  • Вопрос: Можно ли представить обязательную часть образовательной программы дошкольной организации примерной программой или необходимо разработать программу для образовательной организации, если необходимо, в какое время?

  • Вопрос: Будут ли проходить процедуру государственной аккредитации дошкольные образовательные организации?

  • Вопрос: Остаются ли обязательными к исполнению федеральные государственные требования к структуре образовательной программы дошкольной образовательной организации в связи с новым законом об образовании? Когда выйдут примерные образовательные программы?


  • Наверх

    Вопрос: В адрес нашего образовательного учреждения от проверяющего органа поступило уведомление о предстоящей плановой проверке. Спустя один день такие же уведомления были получены еще от трех надзорных органов.Вправе ли образовательное учреждение ходатайствовать о переносе сроков проверки, если в этот же период оно будет проверяться другими надзорными органами?

    В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» плановые проверки проводятся на основании утверждаемых по согласованию с органами прокуратуры ежегодных планов. Согласно части 1 статьи 13 указанного Федерального закона срок проведения каждой из проверок не может превышать двадцать рабочих дней. Во исполнение данного требования органы прокуратуры при согласовании плана проверок вносят предложения о проведении совместных плановых проверок. Кроме того, законодательством не предусмотрена возможность переноса сроков проверки. Согласно пункту 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (постановление Правительства РФ от 30.06.2010 № 489) внесение изменений в ежегодный план допускается только в случае невозможности проведения плановой проверки деятельности юридического лица в связи с ликвидацией или реорганизацией юридического лица, прекращением юридическим лицом деятельности, подлежащей проверке, а также с наступлением обстоятельств непреодолимой силы. 
    Таким образом, проведение в отношении образовательного учреждения плановых проверок в один и тот же период несколькими надзорными органами является законным (часть 1 статьи 13 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ) и отмена либо отсрочка проверки на основании данного обстоятельства невозможны.

    Наверх


    Вопрос: Должен ли педагогический работник, имея среднее профессиональное образование по специальности «учитель начальных классов», пройти переподготовку или повышение квалификации для работы в детском саду в качестве воспитателя?

    Должность воспитателя, которая согласно Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденному приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н, относится к должностям педагогических работников. Квалификационной характеристикой по должности «воспитатель» установлены требования к уровню квалификации такого педагогического работника (не включая старшего) - высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы. Таким образом, педагогический работник, имея среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» (педагогическое образование), соответствует установленным квалификационным требованиям и имеет право на занятие должности «воспитатель».

    Наверх


    Вопрос: В какой форме представляется отчет по исполнению предписания, выданного по результатам проверки?

    Отчет об исполнении предписания представляется по форме, утвержденной приказом службы по контролю и надзору в сфере образования Калининградской области от 16 сентября 2013 года № 1958-ср и размещенной на сайте службы skno в разделе «Государственный контроль (надзор) в сфере образования» (Нормативные правовые документы/ Документы Службы). При подготовке отчета необходимо учесть:
    − отчет представляется в указанный в предписании срок на бланке организации, осуществляющей образовательную деятельность, или органа, осуществляющего управление в сфере образования, на имя руководителя службы;
    − отчет должен иметь дату, номер, ссылку на дату и исходящий номер предписания;
    − отчет должен быть подписан руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, или органа, осуществляющего управление в сфере образования, и заверен печатью;
    − к отчету должны быть приложены копии документов, подтверждающих исполнение предписания и устранение всех выявленных нарушений в полном объеме;
    − копии документов, представляемых для подтверждения исполнения предписания, должны быть хорошо читаемыми, заверенными в установленном порядке и содержать следующие реквизиты: слова «копия верна»; подпись руководителя или уполномоченного им лица организации, осуществляющей образовательную деятельность, или органа, осуществляющего управление в сфере образования, с расшифровкой подписи; печать организации, осуществляющей образовательную деятельность, или органа, осуществляющего управление в сфере образования; дата;
    − пакет документов (отчет и копии документов) представляется пронумерованным, прошнурованным, скрепленным подписью руководителя и печатью организации, осуществляющей образовательную деятельность, или органа, осуществляющего управление в сфере образования.

    Наверх


    Вопрос: По каким программам в настоящее время образовательные организации осуществляют подготовку водителей транспортных средств?

    В настоящее время образовательные организации осуществляют подготовку водителей транспортных средств по образовательным программы профессиональной подготовки водителей транспортных средств различных категорий, которые разрабатываются и утверждаются ими самостоятельно на основе примерных программ, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 года № 1408. Образовательные программы в обязательном порядке согласовываются с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, которая также выдаёт заключение о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям.
    Наверх


    Вопрос: Какие мероприятия может проводить служба при проведении плановых проверок?

    Основная цель проведения плановых проверок по государственному контролю (надзору) в сфере образования – соблюдение образовательной организацией законодательства Российской Федерации в области образования. В ходе проверок проводятся следующие мероприятия:– анализ и экспертизу документов и материалов, характеризующих деятельность образовательного учреждения, в том числе локальных и индивидуальных правовых актов по вопросам, подлежащим проверке;
    – анализ соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования при осуществлении образовательного процесса;
    – анализ полноты и качества выполнения полномочий образовательного учреждения;
    – анализ соблюдения прав участников образовательных отношений;
    – анализ наличия и достоверности информации, размещенной образовательным учреждением на его официальном сайте в сети Интернет, а также иными способами в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.


    Наверх


    Вопрос: В учебный план 1-4 классов введены часы внеурочной деятельности (по 2 часа), родители интересуются, обязательно ли все учащиеся должны посещать эти занятия или по желанию, ведь многие дети занимаются еще в доп. образовании?

    В соответствии с п. 1 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 06.10.2009 № 373, (далее – ФГОС НОО) внеурочная деятельность является составной частью стандарта. П. 17 ФГОС НОО в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в образовательной программе начального общего образования предусматривается в том числе внеурочная деятельность. 
    Согласно п. 19.10 ФГОС НОО план внеурочной деятельности образовательного учреждения определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся на ступени начального общего образования (до 1350 часов за четыре года обучения) с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательного учреждения. 
    Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности. 
    В соответствии с п. 13 ФГОС НОО освоение образовательной программы начального общего образования обязательно для всех обучающихся. Результаты итоговой оценки освоения основной образовательной программы начального общего образования используются для принятия решения о переводе обучающихся на следующую ступень общего образования. 
    Следовательно, посещение занятий внеурочной деятельности является обязательным для всех обучающихся.

    Наверх


    Вопрос: Какими нормативными правовыми документами необходимо руководствоваться при составлении учебного плана по программам VII вида?

    В соответствии с частями 1-4 статьи 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированными образовательными программами образовательных организаций. Структура учебного плана по общеобразовательным программам VII вида и количество часов на изучение учебных предметов должны соответствовать требованиям следующих нормативных правовых документов: 

    • приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»; 
    • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
    Наверх

    Вопрос: Должен ли оцениваться комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», реализуемый как обязательный в 4-х классах в рамках БУП-2004 и по ФГОС начального общего образования?

    В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации относится осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения. В соответствии со статьей 30 вышеуказанного Федерального закона образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. Образовательная организация самостоятельна в выборе системы оценок. В соответствии с методическими рекомендациями Министерства образования и науки Российской Федерации (письмо Минобрнауки России от 08.07.2011 № МД-883/03 «О направлении методических материалов ОРКСЭ») предлагается качественная взаимооценка в виде создания и презентации творческих проектов. Формализованные требования по оценке успеваемости обучающихся по результатам освоения курса не предусматриваются. Решение о системе оценивания по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть принято на уровне образовательной организации и закреплено в локальном акте организации.
    Наверх


    Вопрос: Может ли общеобразовательная организация проводить промежуточную аттестацию в течение каникул для обучающихся, имеющих академическую задолженность?

    В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказами Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» и от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» каникулы являются плановыми перерывами при получении образования для отдыха и иных социальных целей и временем отдыха обучающихся, поэтому учебный процесс в этот период общеобразовательной организацией не проводится. 
    Наверх


    Вопрос: Насколько принципиально соблюдение структуры основной образовательной программы школы?

    В соответствии с приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее − Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию. Стандарт включает в себя и требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования. Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный. Разработанная образовательной организацией основная образовательная программа начального общего образования должна обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями, установленными Стандартом. Следовательно, нарушение структуры основной образовательной программы начального общего образования не допустимо.
    Наверх


    Вопрос: В новом законе используются понятия «общеобразовательные программы», «Основные общеобразовательные программы», «Образовательные программы» - в чем отличие?

    В статье 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» даётся избыточное толкование понятий «образовательные программы» и «основные общеобразовательные программы». В части 1 статьи 12 указано, что образовательные программы определяют содержание образования. 
    В части 3 статьи 12 сказано, что к основным образовательным программам относятся основные общеобразовательные программы: образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования; 
    Таким образом, понятие «образовательные программы» используется для определения всего комплекса основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов, тогда как основная общеобразовательная программа самостоятельно разрабатывается и утверждается образовательной организацией и регламентирует её деятельность. 
    Понятие «общеобразовательные программы» законом не предусмотрено.

    Наверх


    Вопрос: Существует ли верхний предел педагогической нагрузки для педагогов?

    В соответствии со статьей 333 Трудового кодекса Российской Федерации в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
    Наверх


    Вопрос: Является ли среднее общее образование обязательным?

    В соответствии с частью 5 статьи 66 Федерального закона № 273-ФЗ среднее общее образование является обязательным уровнем общего образования. Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.
    Наверх


    Вопрос: В новом законе не закреплена возможность получении образования в форме экстерната. Почему данная форма упразднена, какая из форм образования максимально приближена к форме экстерната, за исключением семейного образования и самообразования?

    Федеральный закон № 273-ФЗ не предусматривает такую форму получения образования, как экстернат. Вместе с тем статья 17 данного Федерального закона предусматривает возможность получения образования в форме семейного образования и самообразования. Экстернат в этой связи является не формой получения образования, а формой прохождения аттестации. Согласно части 3 статьи. 34 Федерального закона № 273-ФЗ «лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно». 
    По сути, школа предоставляет услугу не получения образования в форме экстерната, а возможности прохождения промежуточной и итоговой аттестации для лиц, не имеющих основного общего или среднего общего образования.

    Наверх


    Вопрос: Организация профильного и дополнительного образования в образовательных организациях?

    Согласно пункту 2 части 4 статьи 23 92 Федерального закона от 29 декабря 2013 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» общеобразовательные организации вправе реализовывать дополнительные общеобразовательные программы при наличии лицензии. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится, в частности, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам. 
    Вместе с тем получение дополнительного образования детьми не отнесено ни Конституцией Российской Федерации, ни Федеральным законом № 273-ФЗ к числу государственных гарантий в сфере образования. 
     Организации профильного образования регламентируется пунктом 25 статьи 2, частью 4 статьи 66 Федерального закона № 273-ФЗ, в котором речь идет о направленности (профиле) образования как об ориентации образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, которые могут определять ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы. 
    Часть 4 статьи 66 Федерального закона № 273-ФЗ определяет, что организация образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение). 
     Кроме того, частью 5 статьи 67 предусмотрено, что организация индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта Российской Федерации.

    Наверх


    Вопрос: Что понимается под правилами внутреннего распорядка обучающихся?

    В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся.  Правила внутреннего распорядка обучающихся являются локальным нормативным актом, регламентируют основные права, обязанности и ответственность обучающихся учреждения, режим учебы, время отдыха, меры поощрения и взыскания, применяемые к обучающимся, иные вопросы регулирования учебного распорядка и распространяются на всех обучающихся. 
    При принятии Правил внутреннего распорядка обучающихся учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей. 
     Копия правил внутреннего распорядка обучающихся размещается на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» (статья 29 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
    Наверх

    Вопрос: Что является основанием для направления педагогических работников на внеочередные медицинские осмотры?

    Согласно статье 219 Трудового Кодекса Российской Федерации каждый работник имеет право на внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка во время прохождения указанного медицинского осмотра (обследования). Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 года № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования)» установлен Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Внеочередные медицинские осмотры (обследования) проводятся на основании медицинских рекомендаций по итогам осмотров, указанных в заключительном акте. 
     Периодичность внеочередных медицинских осмотров не установлена никакими нормативными правовыми актами. Такие осмотры могут проводиться по инициативе как работников (по их жалобам на ухудшение самочувствия), так и работодателей при наличии подозрения на ухудшение состояния здоровья работника.

    Наверх


    Вопрос: Какие подходы в рамках нового закона к формированию нормативно-правовой базы? В какие сроки необходимо сформировать нормативно-правовую базу в соответствии с новым законом?

    Службой по контролю и надзору в сфере образования Калининградской области подготовлено и размещено на официальном сайте (http://skno) информационно-методическое письмо «О Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», которое содержит рекомендации для использования в работе в части разработки и принятия локальных нормативных актов, регламентирующих деятельность муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, образовательных организаций и рекомендуемых сроках формирования нормативно-правовой базы в соответствии с данным законом. Образовательным организациям также необходимо привести терминологию действующих локальных нормативных актов в соответствие с требованиями законодательства, отменить те акты, которые противоречат действующему законодательству или содержат несуществующие нормы.
    Наверх


    Вопрос: Подлежит ли переоформлению бессрочная лицензия на образовательную деятельность, выданная до 1 сентября 2013 года?

    В соответствии с частью 7 статьи 108 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организация вправе продолжать осуществление образовательной деятельности на основании лицензии, выданной до 1 сентября 2013 года. В целях приведения образовательной деятельности в соответствие с действующим законодательством ранее выданные лицензии на осуществление образовательной деятельности должны быть переоформлены до 1 января 2016 года (часть 9 статья 108 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). 
    Наверх


    Вопрос: Остаётся ли необходимой проведение процедуры самообследования в период подготовки к государственной аккредитации?

    Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» процедура самообследования при прохождении государственной аккредитации образовательной деятельности не предусмотрена. Министерством образования и науки Российской Федерации утвержден Порядок проведения самообследования образовательной организации (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 года № 462). Процедура самообследования проводится ежегодно, отчет о самообследовании предоставляется учредителю и общественности, размещается на официальном сайте образовательного учреждения в сети «Интернет». 
    Сроки, форма проведения самообследования, состав лиц, привлекаемых для его проведения, определяются локальным нормативным актом образовательной организации.

    Наверх


    Вопрос: Занятия остаются формой организации детей в подготовительных группах дошкольных образовательных организаций?

    В соответствии с пунктом 2.4. Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее – ФГТ) (утверждены приказом Министерства образования и науки от 23 ноября 2009 года № 655) основные общеобразовательные программы дошкольного образования должны предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Форма - это внешнее выражение какого-либо содержания, способ существования данного содержания. Формы совместной деятельности взрослого и детей являются внешними выражениями содержания дошкольного образования, способами его существования. Формы работы с детьми определяются основной образовательной программой дошкольного образования образовательной организации с учетом возраста воспитаников и основных направлений их развития. В соответствии с пунктом 2.11. ФГТ образовательная деятельность в детском саду организуется через различные виды детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения). 
    Например, содержание дошкольного образования в части развития коммуникативной деятельности может быть реализовано в детском саду с помощью следующих форм работы: беседа; ситуативный разговор; речевая ситуация; составление и отгадывание загадок; сюжетные игры; игры с правилами и т. д. 
    Другой пример: содержание дошкольного образования в части развития познавательно-исследовательской деятельности может быть реализовано с помощью таких форм работы, как экспериментирование, исследование, коллекционирование, реализация проекта, моделирование, экскурсия, занятие и т. п. 
    Таким образом, занятия являются одной из форм работы с детьми. Формы же организации детей могут быть индивидуальными, подгрупповыми и групповыми.

    Наверх


    Вопрос: Остается ли комплексно-тематическое планирование в дошкольной образовательной организации?

    В соответствии с пунктом 2.4. Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утверждены приказом Министерства образования и науки от 23 ноября 2009 года № 655) основная общеобразовательная программа дошкольного образования должна основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса. Таким образом, образовательная деятельность в образовательной организации осуществляется в соответствии с комплексно-тематическим планированием.
    Наверх


    Вопрос: Можно ли представить обязательную часть образовательной программы дошкольной организации примерной программой или необходимо разработать программу для образовательной организации, если необходимо, в какое время?

    В соответствии с пунктом 2.1. Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее – ФГТ) (утверждены приказом Министерства образования и науки от 23 ноября 2009 года № 655) основная общеобразовательная программа дошкольного образования разрабатывается, утверждается и реализуется в образовательном учреждении на основе примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования, а в пункте 2.14. ФГТ определены требования к структуре обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В соответствии с пунктом 1) части 2 статьи 108 Федерального закона от 29 декабря 2013 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные программы, реализующиеся в Российской Федерации, тождественны в части наименований образовательным программам, предусмотренным настоящим Федеральным законом: основные общеобразовательные программы дошкольного образования – образовательным программам дошкольного образования. 
    В основную образовательную программу дошкольного образования конкретной образовательной организации необходимо будет внести изменения с момента вступления в силу Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

    Наверх


    Вопрос: Будут ли проходить процедуру государственной аккредитации дошкольные образовательные организации?

    В соответствии с частью 2 статьи 92 Федерального закона от 29 декабря 2013 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования, а также по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с образовательными стандартами. Таким образом, государственная аккредитация не проводится по программам дошкольного образования.

    Наверх


    Вопрос: Остаются ли обязательными к исполнению федеральные государственные требования к структуре образовательной программы дошкольной образовательной организации в связи с новым законом об образовании? Когда выйдут примерные образовательные программы?

    До вступления в силу Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) дошкольного образования образовательная деятельность организации осуществляется в рамках основной образовательной программы, разработанной в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. По информации Министерства образования и науки Российской Федерации, размещенной на официальном сайте в сети «Интернет», на данный момент Совет по ФГОСам утвердил ФГОС дошкольного образования, внедрение стандарта планируется с января 2014 года. После утверждения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования будет разработана примерная образовательная программа.
    Наверх